Баба-Али часто обращается в своей практике к теме цивилизационных и религиозных конфликтов и поиску возможных путей их переосмысления. Так, в работе «Шалом Алейкум» художник превращает самый заурядный бытовой предмет в утопический жест гостеприимства. Обращаясь к практически универсальной традиции использования придверного коврика, отмеченного в самой распространенной англо-саксонской версии особо ироничным в данном случае словом welcome («добро пожаловать»), художник смешивает в своей работе арабский и иврит. Он создает не только предмет, похожий на реди-мейд, однако таковым не являющийся, но и лингвистическую конструкцию, одновременно кажущуюся знакомой и полностью выдуманную. Дело в том, что как в арабском, так и в иврите самое распространенное приветствие дословно переводится как «мир вам», общность этих фраз на двух языках можно уловить даже фонетически. Именно из частей этого универсального приветствия на языках, столь явно ассоциирующихся сегодня с глубоким политическим противоборством, Баба-Али создает фразу «Шалом Алейкум», которая является не только утопическим обещанием всеобщего мира, но и неким индикатором современного состояния дел.
Однако в данной работе важна не только языковая составляющая. Придверный коврик как предмет, разделяющий обычно частное и общественное пространство, символически отсылает не только к феномену гостеприимства, но и к вопросу границ, их условности, фактам их незаконного установления или, наоборот, непризнания, изменения, пересечения — то есть к тому гордиеву узлу, который сделал палестино-израильский конфликт одним из самых сложных в современной истории человечества. Поэтому работа «Шалом Алейкум», расположенная на входе в пространство Еврейского музея и центра толерантности в Москве, приобретает особое значение и дополнительное утопически-футуристическое измерение. Баба-Али любит работать в общественном пространстве, и в решении интересующих его формальных задач стремится выстроить горизонтальный диалог со зрителем и предоставить ему право активного выбора. В данном случае художник ставит вопрос о физическом взаимодействии с произведением искусства, предоставляя зрителю возможность решить, наступать на работу или нет, а, возможно, и более широко — замечать ли ее или нет.
Анна Журба