Давая своему знаменитому фильму название «Любовь холоднее смерти», Райнер Вернер Фассбиндер отсылал к парадоксальной внутренней диалектике любовного чувства. Любовь не сводима лишь к радости ее обретения, она немыслима без опыта утраты – утраты, как объекта любви, так и ее самой. «Невозможно любить то, что не можешь потерять» - обронил как-то Лев Толстой. Отсюда динамичность и потенциальность любви. Ведь то, что обретают любящие, никогда не бывает исчерпывающим: полнота любви всегда кажется недостаточной, она всегда зияет нехваткой, требующей от любящих ее восполнять. Вот почему, озарив жизнь яркой вспышкой, любовь может и не затухнуть, а длиться, подтверждая возможность «вечной любви», «любви до гроба». Опровергая расхожие представления, любовь не следует сводить к экстатическому и самодостаточному опыту. Связывая любящих, она не создает из них некой целостности — одного нового субъекта, а, напротив, возможна как раз в силу внутренней раздвоенности субъектов. Они потому и раскрывают себя друг другу, что в каждом из них всегда уже есть другой. При этом, отдаваясь любовному чувству, субъект не столько обретает другого, сколько возвращает себе себя. «Величайшая задача любящих – писал Райнер Мария Рильке – заключается в том, что каждому из них следует охранять одиночество другого».
В раздел вошли работы:
Рания Беллу. «Бессмертная любовь или ода прошлому», 2016 (книга, видео, 6:32 мин.); Йон Григореску «Александри», 1979 (фильм, 7:05 мин.); Эли Кортиньяс FIN, 2010 (видео, 4:06 мин.), Йонас Мекас «Невошедшие кадры из жизни счастливого человека», 2012 (фильм, 67:36 мин.); Йоко Оно, «Два девственника», 1968 (фильм, 20 мин.); Кока Рамишвили «Беседа», 2005 (видео, 2:20 мин.); Коридор, 2005 (видео, 5:10 мин.)